Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – одна из форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессе. Общим предметом СПЭ являются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации. СПЭ проводится в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших.
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; 
со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления
Выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка и родителей;
выявление особенностей детско-родительских отношений и отношений ребенка с другими фигурантами (братья, сестры, бабушки, дедушки, опекуны, новые супруги родителей);
изучение системы смысложизненных и ценностных ориентаций родителей.
Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда
Установить наличие /отсутствие причинно-следственной связи между действиями обвиняемого (причинителя вреда) и негативными изменениями в психическом состоянии потерпевшего.
Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли
Установление способности дееспособного лица в период заключения сделки понимать значение своих действий и руководить ими.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВОПРОСЫ, СТАВЯЩИЕСЯ НА РАЗРЕШЕНИЕ ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА:

Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления:
· Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка?
· Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
· Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
· Выявляет ли ребёнок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
· Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца и матери?
· Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение отца и матери к ребёнку?
· Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца, матери, другого фактического воспитателя оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребёнка?

Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда:
· Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?
· Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действием (бездействием) (ФИО)?
· Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
· Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

Спэ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли:
· Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
· Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения,  а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
· Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
· Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжёлых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
· Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
1. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ
· Имеются ли у несовершеннолетних признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством?
· Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
2. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПОКАЗАНИЯ)
· Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
· Учитывая уровень психического развития свидетеля или потер­певшего   и   его   индивидуально-психологические   особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) со­бытий (каких именно)?
· Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
· Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемо­сти?
3. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПОТЕРПЕВШИХ ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЯ ПРАВА ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
· С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
· С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, могла ли она оказывать сопротивление действиям обвиняемого?
4. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПСИХИЧЕСКИХ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ) СОСТОЯНИЙ
· Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
· Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
· Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
· Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
5. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ФАКТАМ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НЕОЧЕВИДНОСТИ (СУИЦИДА)
· Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
· Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
СПИСОК ВОПРОСОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНЫМ: ОНИ МОГУТ БЫТЬ КОНКРЕТИЗИРОВАНЫ И ДОПОЛНЕНЫ В СООТВЕТСТВИИ С РЕШАЕМЫМИ ЗАДАЧАМИ.
ПРИ НАЗНАЧЕНИИ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЭКСПЕРТОМ ДЛЯ:
· уточнения перечня предоставляемых на исследование материалов дела (помимо материалов уголовного или гражданского дела, необходимо предоставлять любые сведения, дающие информацию об обследуемом: медицинская карта, телефонные и записные книжки, видеозаписи, аудиозаписи испытуемого, продукты его творчества,  характеристики с места учебы и т.п.);
· формулирования и уточнения вопросов;
· согласования сроков и места проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного.

Контакты

Телефон +79170890534
Адрес г. Астраханьул. Костина, дом 2офис 14414014
E-mail artoporkov@yandex.ru

Адрес г. Астраханьул. Кирова, д 15офис 4414000
Телефон